Некрасов против Платона

Некрасов против Платона

Программист 14 Dec 2015

В последнее время одним из самых ярких и обсуждаемых в интернетах событий был "протест" дальнобойщиков в России. "Протестовали" (протестуют?) против введения оплаты за использование дорог федерального значения для автомобилей имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн.

Понять недовольство дальнобоев несложно. Тройное налогообложение на автотранспортную деятельность действительно нельзя обнаружить ни в одной стране мира, не говоря уже о развитых странах. И "протестующие" абсолютно справедливо предупреждают Солнцеликого и всех жителей России о том, что это ведёт к снижению рентабельности транспортного бизнеса, к снижению его прозрачности, что удорожание перевозок естественным образом отразится на повышении стоимости всех товаров и услуг. Именно поэтому "протест", по большому счету, должны были поддержать все здравомыслящие граждане.

Значительно труднее понять методы, к которым прибегли перевозчики. Водители как-то договорились и решили не выдвигать политических требований и лозунгов дабы не попасть в глазах общественности в категорию скакунов-дестабилизаторов. Но всё впустую. Машина пропаганды бесжалостно клеймит всех без разбору...

Сам "протест" выглядит абсолютно беззубым. В чем цель поездки в Москву? Привлечь к себе внимание власти? Неужели не очевидно, что власть давно обратила внимание на водительское движение выставив полицейские блокпосты на подъездах к столице? Неужто есть сомнения, что хороший царь не знает о драматических взаимоотношениях плохих бояр и простого люда? Разве не доходит, что если сегодня менты винтят одиночных пикетчиков с плакатами "НЕТ КОРУПЦИИ", то завтра они будут винтить недовольные трудовые коллективы целых районов? Как это часто бывает, даже при отстаивании своих интересов общество стремиться слепо исполнять христоматийные тезисы "не надо их злить, а то будет еще хуже" и "раскачивать лодку - лить воду на мельницу врага". Вот и выходит, что вместо жёсткого или ультимативного воздействия на оппонента "протест" становится очень мягким, нежным и заигрывающим с властью.

Всё это наталкивает на грустные выводы о том, что в России еще долго не будет граждан, способных хотя бы выявить и внятно озвучить предпосылки, а следом и методы решения тех или иных проблем. А это значит, что никакого гражданского общества еще не будет очень долго. О том, что, к сожалению, за все века русский народ так и не научился протестовать, требовать и добиваться своего.

То как будут проходить "протесты" дальнобоев (шахтёров, медиков, учителей), и то как они завершатся ещё 150 лет назад предсказал Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении "Размышление у парадного подъезда":

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

Имменно так и произойдёт. Замёрзшие и уставшие водители фур, изрядно потратившиеся на питание, согревание и автопробеги по кольцевой получат прямое "НЕТ" от какой нибудь говорящей головы из очередного федерального собрания и разъедутся по своим городам и весям. И продолжат грустно тянуть лямку тяжелого труда за еще более низкое вознаграждение.

Заканчивается пророческое стихотворение Некрасова очень трагическими словами, обращенными ко всему многострадальному русскому народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?...

И кажется мне, что ответ на этот вопрос Николай Алексеевич всё-таки нашёл. Вот только не нашёл в себе сил его озвучить.

Ах, как бы хотелось ошибиться на этот счёт...