Это сладкое слово «Дай!»

Это сладкое слово «Дай!»

Переводчик 16 May 2015

"Эй, государство! Дай!". Уж почти двадцать пять лет прошло с момента "величайшей геополитической катастрофы ХХ века", а это краткое, но очень меткое выражение по-прежнему выражает одно из основных требований граждан к государству. Особенно часто это требование звучит в индустриальных районах страны, и Запорожье не является исключением. Запорожье - это, конечно, не Мариуполь и не Краматорск, где количество горожан, работающих на местных заводах стремится к бесконечности, но и здесь пресловутое "Дай!" очень часто слышится в очередях, маршрутках и наливайках.

Как же так? - удивляемся мы, - Почему люди продолжают требовать чего-то у государства? Ведь все предприятия уже давным давно приватизированы и находятся в частных руках!

Да, но нет. Это особый случай индустриальной шизофрении, в котором крайне сложно разобраться людям, никогда не работавшим на заводах, шахтах, ГОКах и т.д.

Завод, он, конечно, частный. И владелец всем известен. И о том, что деньги с этого завода стрижет исключительно владелец, тоже все знают. Но вот заказами завод должно обеспечить государство. Как вам такой поворот? О сохранении рабочих мест на заводе тоже должно заботиться государство. Уровень зарплат на заводе опять же должно контролировать государство. Государство также просто обязано выделять деньги на развитие и параллельно создавать всевозможные препятствия для заграничных конкурентов. Сложно? Согласен. Как говорится, понять, что арбуз - это ягода, невозможно, но стремиться к этому мы должны.

...на предприятиях создана атмосфера, в которой все успехи приписывают себе местные "мистеры Бернсы", а все неудачи списываются на козни государства, которое берет слишком много и дает слишком мало.  

Вы спросите, почему? Почему государство должно заниматься тем, чем вообще-то должен заниматься предприниматель, владеющий заводом? Почему оно вообще должно избирательно оказывать какую-то безвозмездную помощь отдельным субъектам хозяйствования? И если оно должно оказывать помощь частным заводам, то почему оно также не должно помогать, скажем, владельцам ларьков на остановках? Вариантов ответов может быть несколько.

Скажем, какой-нибудь заводской руководитель может заявить, что завод трудоустраивает тысячи людей, которые в противном случае обязательно пошли бы по преступной стезе, и тем самым оказывает государству огромную услугу. Такая игра в перевертыши: мы нанимаем людей не для того, чтобы они работали на нас и зарабатывали для нас же деньги, а чтобы снизить уровень преступности в стране и спасти людей от верной гибели.

В свою очередь кандидат в депутаты от индустриального округа "n" с удовольствием расскажет нам о колоссальных налогах, которые завод платит в бюджет неблагодарной Украины, умело подавая то, что любое предприятие и так обязано делать по закону, как проявление невероятной щедрости. Разумеется, за такие усилия по наполнению бюджета государство просто обязано что-то дать заводу. Из бюджета.

В конце концов рядовой рабочий расскажет знакомую до боли историю о том, что завод кормит всю страну, и поэтому страна ему должна, как земля колхозу. Это парадоксально, но это факт: рабочий, вкалывающий на частном заводе, требует признания за свой тяжкий труд не у хозяина этого самого завода, а у государства.

Проще говоря, на предприятиях создана атмосфера, в которой все успехи приписывают себе местные "мистеры Бернсы", а все неудачи списываются на козни государства, которое берет слишком много и дает слишком мало. При этом владелец как бы есть, но он ничего не может поделать и апеллировать к нему бесполезно.

Мысль о том, что завод государственный до сих пор не выветрилась из множества голов. Более того, этой мысли и не дают особо улетучиваться, ведь владельцам промышленных предприятий такое настроение масс играет на руку: как бы нагло они себя ни вели, к каким бы печальным последствиям для предприятия и его коллектива это ни приводило, виноватыми в этом будут не они, а вероломное государство, бросившее трудовой народ в трудную минуту.

Здесь нужно сделать важную оговорку: нелюбовь и требования к государству существенно снижаются, если к власти пришли "наши" - те, кого активно продвигали на предприятии как своих. Наши, понятное дело, в беде не бросят, не забудут, не предадут. Наши будут направлять деньги из бюджета в свой завод/город/регион. Выражаясь словами красноречивой Нели Штепы, наши будут "давать в город". А даже если это окажется не так, на своих все равно приятней горбатиться, чем на контру недобитую, пусть и без изменений в заработной плате.

При этом людей совершенно не смущает, что остальные регионы и учреждения при таком раскладе недополучат необходимое им финансирование. Подобное поведение позволяет понять, почему коллективы постсоветских предприятий из восточных регионов панически боятся прихода политиков из западных областей Украины: они уверены, что "западэнцы" тут же примутся тащить одеяло на себя и направлять все деньги из бюджета в свои западэнские области. Почему они в этом так уверены? Да потому что коллективы этих предприятий, отправляя "своих" представителей в Киев, ожидают, что те поступят таким же образом! Ведь судят, как известно, по себе.

В завершение в качестве небольшой метафоры хотелось бы привести видео, наглядно демонстрирующее что бывает, когда ничего не дают, а очень хочется.