Недавно в нашем городе не стало второго по высоте (но первого по красоте) в Украине памятника Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину. Этому знаковому событию предшествовало переименование улиц и демонтаж памятников Серго Орджоникидзе, Феликсу Дзержинскому и Сергею Кирову.
Запорожье, до сих пор насквозь пропитанное советским духом, тяжело расстается с символами страны, канувшей в Лету четверть века назад. Многие воспринимают декоммунизацию неоднозначно, а некоторые и вовсе готовы пасть порвать за каменного Ильича и его соратников.
Что же такого притягательного в топонимии и памятниках советской эпохи?
На самом деле, абсолютно ничего. Мы уже как-то писали о том, что фамилии горстки людей, в честь которых были названы тысячи улиц, сотни районов и десятки городов, не скажут сегодняшним обывателям ровным счетом ничего. Единицы сегодня смогут внятно ответить на вопрос о том, кто такие Жданов, Киров или Ворошилов. Я уже не говорю о всевозможных Лазо, Щорсах, Артемах и т.п. Самое интересное, что даже люди, знакомые с биографией этих личностей, вряд ли смогут сформулировать, за какие подвиги они были удостоены столь высокой чести. Ну да, были такие "видные" деятели. Они работали госслужащими или были т.н. профессиональными революционерами. Вот, собственно, и все. С таким же успехом мы можем сегодня поставить памятник, скажем, Яценюку. Он - видный деятель, который занимает один из ключевых постов в стране и, грубо говоря, имеет опыт революционной борьбы. И притягательности у такого символа было бы не больше, чем у памятника Кирову. А через десять лет этот символ превратился бы в очередного истукана, о котором никто ничего не может вспомнить.
Так откуда ж взялась печаль?
Зачастую это обычная ностальгия по молодости. По тем светлым и безобидным образам, которые отпечатались в детских мозгах много лет назад. В моем детском саду тоже висел портрет Ильича, и в лучах весеннего солнца, падавшего на изображение из окна актового зала, он тоже казался нам добрейшим старичком-боровичком, который любил детей и только тем и занимался, что ездил по стране и дарил им подарки. К сожалению, многие люди, даже повзрослев, продолжают воспринимать вождя мирового пролетариата и его друзей в этом детском контексте. Как следствие, такому контингенту крайне сложно доказать, что в действительности их кумиры были не такими уж няшными. Их можно понять: представьте свою реакцию, если бы вам в детстве сообщили о том, что, скажем, Дед Мороз был идеологом красного террора и экспроприации.
На самом деле, если бы те, кто апеллируют к "нашей истории", хотя бы малость пожили в то кровожадное время (и выжили), единственным их желанием было бы эту жуткую "историю" поскорее позабыть, а не увековечивать ее в камне, металле и названиях географических объектов.
Отдельная категория страждущих - это люди, которые считают, что Ленин лично построил все заводы, электростанции и жилые дома в Советском Союзе, и за это ему, разумеется, можно все простить. Без него мы бы жили в землянках и освещали свои жилища лучинами. Они предпочитают не говорить о голоде, холоде и нищете, которыми сопровождалась коммунистические стройки пирамид, а также предпочитают не упоминать - намеренно или по незнанию - о том, что все эти мероприятия Ильич пропустил по причине своей смерти в 1924 году. Они не воспринимают доводы о том, что в других странах мира все то же самое сумели как-то построить без участия большевиков, рек крови и чудовищного голода, а в качестве железного аргумента в защиту памятников вождю часто приводят ГОЭЛРО - комиссию, созданную по указанию Ленина, в которую сам Ленин, конечно же, не входил, потому что ни бельмеса не соображал в энергетике.
Такая позиция также имеет мало общего с реальностью: это, скорее, желание верить в мифы и легенды, ведь в них все намного интереснее и проще, чем в действительности, а герои, наделенные сверхспособностями, могут свернуть горы и в одиночку спасти целый народ или даже всю планету.
В конце концов, многие из нас просто привыкли к окружающей действительности. От людей часто можно услышать что-то вроде: "Этот памятник здесь всегда стоял, и я мимо него часто проходил, и я к нему с детства привык, и к названию улицы тоже". Но и эта мотивация никак напрямую не связана с личностями и событиями той эпохи. Говорим "это наша история" - подразумеваем "это то, что мне привычно". На самом деле, если бы те, кто апеллируют к "нашей истории", хотя бы малость пожили в то кровожадное время (и выжили), единственным их желанием было бы эту жуткую "историю" поскорее позабыть, а не увековечивать ее в камне, металле и названиях географических объектов.
Изменения - это всегда непривычно, и многие граждане ощущают определенный дискомфорт в этой связи. Однако не пройдет и месяца, как от дискомфорта и ностальгии не останется и следа. Потому что ностальгировать, собственно, не о чем.
Кстати, дискомфорт тоже часто приводится в качестве одного из аргументов против декоммунизации. Мол, живы еще люди, которым на это все будет больно смотреть. Так мы переходим к следующему вопросу:
Возможно, украинская декоммунизация не совсем своевременна? Разве сейчас нет дел поважнее?
Разумеется, несвоевременна! На самом деле, ее нужно было провести 25 лет назад, и сегодня мы могли бы заниматься делами поважнее, не отвлекаясь на демонтаж "видных деятелей". Не исключено, что если бы прощание с социалистическим наследием случилось в начале 90-х, мы бы не увидели ни реинкарнации коммунистов, ни становления регионалов, ни т.н. "русской весны", замешанной исключительно на совковых дрожжах.
Кроме того, к противникам декоммунизации относятся не только пожилые люди, которые большую часть своей жизни прожили в СССР - в это число входят и люди среднего возраста, и молодежь, которая прониклась теплыми чувствами к советскому прошлому, слушая разговоры бабушек и родителей перед телевизором. По этой причине мы никогда не дождались бы подходящего для декоммунизации момента: в 90-х мы уже проходили этот фокус и сегодня, спустя 25 лет, все равно имеем массу людей, не живших при "совке" ни дня и при этом свято его чтящих. И все же...
Кому станет лучше от того, что снесут памятник или переименуют улицу? Кому они мешают?
Я думаю, что с их исчезновением лучше станет всем. Во-первых, лучше станет самим любителям совка, чьи худшие опасения подтвердятся, и они наконец-то смогут расслабиться. Выдохнуть, махнуть рукой и отпустить. Это как поход к стоматологу, который долгое время откладывается в надежде, что больной зуб еще можно спасти, помазав его дорогой зубной пастой и выпив болеутоляющее. Но стоит его вырвать, и через день-два он перестанет быть центром вашей вселенной.
Во-вторых, с облегчением вздохнут все те, кто считает, что использование десятка имен для наименования всех географических объектов на 1/6 суши - это верх скудоумия. Можно до потери пульса рассказывать о тысячелетней истории Руси и богатейшей культуре, но приехавший сюда иностранец с трудом сможет отыскать подтверждение вашим словам, ведь в каждом населенном пункте его будут встречать не писатели, художники и ученые, а Ленин, Жданов, Киров, Первомай, Красный Октябрь и Вторая мировая война. Да что там иностранец? Что наши потомки смогут узнать о пресловутой "нашей истории", гуляя по своим городам и путешествуя по своей стране? Из чего будет складываться их кругозор? Опять Ленин, Горький, Красная Армия? Думается, что в истории нашей страны было множество других значительных личностей и событий, которые достойны упоминания.
Декоммунизация - это в первую очередь дань уважения всем тем людям, чьи имена были затерты, а заслуги приуменьшены или присвоены кучкой лицемеров, которые сами себе воздвигли памятники и дали свои имена городам и улицам. Это запоздалое "спасибо" и "простите" всем тем, кто в прямом смысле строил нашу страну и обогащал ее культуру: тем, кто думал и проектировал; тем, кто вгрызался в землю и месил раствор; тем, кто выращивал хлеб и отдавал все до последнего колоска; тем, кто писал, рисовал, творил. Извините, что мы о вас ненадолго забыли.