Незалежность

Незалежность

Программист 26 Aug 2017

Меня часто спрашивают: от шо вы там празднуете? Независимость от доллара по 8? "Незалежность" от здравого смысла? Ну вот прошлись вы по улице в вышиванках и шо, коммунальные платежи снизились, или бензин подешевел? Вы, щеневмерлыки, только и умеете, что флагами махать и "Сява Окраине" кричать! Отвечать на эти вопросы коротко, лаконично и без мата я еще не научился. Поэтому воспользуюсь возможностью привести здесь развернутый ответ, почему для меня лично и для многих миллионов украинцев это самый главный праздник в году.

Возвращаясь к событиям лета 1991 года, создаётся впечатление, что Украина получила независимость очень легко. Можно даже сказать "бесплатно" по сравнению с Прибалтикой, Чехословакией, Венгрией и другими странами. Важно отметить, что применительно ко всем вышеупомянутым государствам мы говорим о независимости от Совка. Это ключевой момент для понимания настоящей ценности "незалежности". Но на самом ли деле независимость просто свалилась на Украину?

Стремление украинцев к независимости началось, пожалуй, с того момента, когда их естественную независимость и суверенность стали попирать со всех сторон. Первым борцом за независимость, наверное, нужно считать Данила Галицкого, который для сохранения жизней и национальной идентичности русинов был вынужден вести очень гибкую внешнюю политику. Защищать свои земли, традиции и веру от соседних сверхмощных держав. Водить дружбу и с монголами, и с восточноевропейскими правителями. После смерти последнего из правителей Галицко-Волынской Руси земли будущей Украины были разделены между Польским Королевством и Великим Княжеством Литовским (с 1569г – Речь Посполитая), Московским княжеством и Крымско-Татарских Ханством. Со всеми вытекающими последствиями. На несколько веков народ потерял собственную территорию и все признаки государственности. Сохранять национальную идентичность и крохи культурного наследия приходилось исключительно в устной форме. В быт народа, населявшего эти территории, привносились новые традиции, которые часто противоречили традициям, прививаемым на землях, входящих в состав других империй. Эти разнообразные культурные напыления легли в основу внутренних противоречий украинского народа, которые мы вынуждены расхлёбывать и по сей день.

Уже в середине XVI века в стремлении избежать насильственной полонизации, панщины, крепостничества и рабского труда на благо турецкого султана или крымского хана все больше и больше вольнолюбивых и уверенных в себе людей бегут в относительно свободное Дикое Поле. Здесь возникает Запорожское Казачество - исполнители и ретрансляторы народной воли. Воплощение всех мечтаний и чаяний украинского народа. Запорожский казак - защитник веры и родной земли, сильный и храбрый борец за свободу, непримиримый поборник справедливости, станет одной из ключевых фигур в исторических процессах Восточной Европы, а также устоявшимся архетипом украинца вплоть до сегодняшнего дня.

Запорожец всем своим образом жизни проповедовал сопротивление любой власти, отдельность, независимость, самостоятельность целого народа. Стремление к демократии и равноправию. В то время как в империях безраздельно и авторитарно правили богом помазанные монархи, на Сечи существовал институт выборных должностей, которые держали ответ перед Казацкой Радой, и в случае чего могли поплатиться головой за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. По своей сути казаки были обыкновенной военной организацией - солдатами. Но солдатами необычными. Для служивого основной функцией является защита отечества, царя, конституционного строя и еще какой-нибудь чепухи. Этим же предстояло сперва обрести, отвоевать, выстрадать собственное государство, которое потом можно было бы уже и защищать. В этом и феномен казачества. Им удалось перенести уклад и традиции военной организации на всё государственное устройство. В условиях отсутствия национальных элит именно казакам суждено было стать этой элитой. Так, при полнейшей поддержке населения появилась Гетманщина.

Этому процессу изрядно помогала польская шляхта. Относясь к Войску Запорожскому как к живому заслону от татарских набегов, при этом все сильнее закручивая гайки панщины, насильственной полонизации и противодействия православной вере, феодалы Речи Посполитой вынуждали казачество и крестьянство бороться против польского ига и выступать за независимость. Результатом противоборства стала серия вооруженных восстаний, которая длилась больше 50 лет. Кульминационный момент наступил, когда Гетманом Войска Запорожского был избран опытный воин и образованный муж - Богдан Хмельницкий.

Историческую роль Хмельницкого трудно переоценить, хотя поныне идут жаркие споры о принятых им решениях и методах достижения целей. На заключение союза с татарами-иноверцами Богдана Хмельницкого подтолкнуло желание не повторить судьбу восстаний Косинского, Наливайка, Павлюка, которые были жестоко подавлены польскими войсками. Даже после серии громких побед над поляками три предательства татарского хана в самые важные моменты Освободительной Войны вынудили искать нового союзника. Им стал московский царь. В 1654 году в рамках Переяславской Рады были подписаны проклятые Мартовские Статьи, которые были призваны урегулировать взаимоотношения между Украиной и Московией. Однако вождь братского народа и не помышлял выполнять свою часть договора. Несмотря на постепенное уменьшение автономии в составе Московии, а затем Российской Империи, созданное в результате Освободительной Войны Украинского Народа казацкое государство просуществовало почти 150 лет и стало базой для самоидентификации украинской нации и будущей украинской державы.

На фоне других ярких борцов за независимость украинского народа, таких как Иван Выговский и Петр Дорошенко, самым незаурядным был Иван Мазепа. Обладая блестящим образованием, он решил действовать мягкой силой. Во время его правления и при его меценатстве строились учебные заведения, церкви и храмы, культивировались принципы правового государства. В общем и целом отчетливо просматривался прозападный вектор развития. Шанс на обретение независимости и вхождение Украины в семью европейских народов Мазепа увидел в победах шведского короля над московским царём в Северной Войне. Но просчитался. Поражение шведско-казацких войск под Полтавой почти на 200 лет похоронило надежды на независимость. И вновь несчастных украинцев настигли крепостничество, русификация, репрессии, азиатщина, разгром Сечи и упразднение Гетманщины.

Защита национальной, в первую очередь языковой идентичности пала на хрупкие плечи семинаристов, просветителей, собирателей народного творчества, кобзарей и лирников по обе стороны Австрийско-Российской границы. Позже сличение результатов их трудов выявило, что украинцы, проживающие в Галиции под властью Империи Габсбургов, и украинцы, проживающие в Надднепрянской Украине под властью Российской Империи, практически ничем не отличаются и являются носителями одной и той же культуры вопреки ассимиляции и насильственной деукраинизации. Это лишний раз убедило просвещенную часть человечества в отдельности и инаковости украинского народа от российского. Закономерным стало появление Главной Русинской Рады и Кирилло-Мефодиевского Братства, которые практически одновременно определили в своих программах признание права украинского народа на самоопределение и требования предоставить независимость новому государству. Вся деятельность народников, Научного Товарищества им. Шевченко, Галицкой Радикальной Партии была направлена на достижение главной цели: признание независимости Украины.

Первая Мировая Война приносит на земли разделенной Украины кромешный ад. Украинцы очутились по обе стороны фронта в рядах Австро-Венгерской и Российской армий. Сидя в окопах вместе с австрияками, немцами, румынами и не понимая их языка и традиций, украинский солдат с ужасом для себя осознавал, что там, во вражеском окопе сидит такой же украинец, который говорит на таком же языке и который поет такие же песни. Репрессированные приверженцы Центральной Рады и пленные украинцы из состава Австро-Венгерской армии часто встречались в тюрьмах и местах заключения. По мнению некоторых историков эти факторы оказали особое влияние на понимание и формирование собственной национальной идентичности.

Кроме того, основные военные действия разворачивались именно на территории нынешней Украины, что фатально сказалось на образе жизни и быте мирного населения. И без того смутные времена усугубляла политическая нестабильность. Сменяющие друг друга и оставляемые своими союзниками на произвол судьбы Центральная Рада, гетманат Скоропадского и Директория бились как рыба об лёд, чтобы в условиях войны застолбить украинский суверенитет и государственность.

Окончание Первой Мировой Войны не принесло мир на нашу землю. УНР на левом берегу Днепра сражалась с большевиками в рамках Украинской Революции. Галичане сражались с поляками на правом берегу за возможность жить на своей земле и своим умом. Власть в Киеве менялась каждые 2-3 месяца. Нескончаемым потоком по украинской земле перекатывались австрийская армия, войска Антанты, польская, украинская, немецкая, бело-царская и большевистко-бандитская, не говоря уже о сотнях повстанческих и псевдоповстанческих загонов с разными мотивами и методами достижения целей. И каждой армии необходимы были боеприпасы, провизия, лошади, одежда, кров над головой. То, что хоть какое-то количество украинцев выжили в этой адской мясорубке и продолжали бороться за жизнь и независимость, кажется чудом и вызывает восхищение. Исключительно символическим документом явился акт Злуки, подписанный между УНР и ЗУНР от 22 января 1919г., тем не менее, отражающий стремление украинского народа к такой желанной независимость и соборности. Один из самых ужасных отрезков нашей истории закончился 18 марта 1921г. подписанием в Риге мирного Польско-Советского договора. Согласно положениям Рижского и Версальского договоров большая часть украинских земель, за исключением Галичины, западной Волыни и северной Буковины, попадала в "братские объятия" Советской России.

А дальше... Красный террор, продразверстка, военный коммунизм, насильственная коллективизация, подавление голодных бунтов, индустриализация южных регионов, раскулачивание, реквизиция урожая, Голодомор, репрессии, чистки, русификация, целенаправленное уничтожение элит, цензура, железный занавес, депортации, бесконечный поиск врагов народа и агентов запада. Но даже в эти тяжелые времена вопреки и наперекор системе творили Павел Тычина, Максим Рыльский, Николай Хвылевой, кинорежиссер Александр Довженко и драматурги Николай Кулиш и Лесь Курбас. Их деятельность не прошла бесследно. Украинское общество переживало небывалый подъем самоидентификации и консолидации, которых так не хватало во времена Украинской Революции 1917 - 1921гг.

Не намного лучше была судьба украинцев на западе Украины, которые стали гражданами восточноевропейских государств. Земли передавались во владения представителям титульных наций. Национальная культура не получала никакой поддержки, а зачастую целенаправленно искоренялась. Эмигрировавшая интеллигенция сопротивлялась всеми доступными способами: организовывались печатные издания, политические партии, гражданские объединения. Открывались библиотеки, частные школы, учреждения для детей и подростков. Но наряду с легальной деятельностью появлялись и подпольные организации. Их членами чаще всего становились бойцы УСС и Галицкой армии, неудовлетворенные результатами украинско-польской войны 1919-1920гг. Они вели неприкрытую саботажную и подрывную деятельность, не брезгуя политическими убийствами. Украинские националисты, имея внутренние противоречия по многим вопросам, тем не менее, были уверенны в том, что достичь независимости единой Украины демократическими методами невозможно. И видели единственный выход в консолидированной борьбе украинцев против всех оккупантов: Польши, Румынии, Чехословакии, Советского Союза, а позже и Венгрии. Де-факто союзником украинских националистов стала немецкая разведка Абвер, т.к. Гитлер был противником одновременно и польской демократии и советского тоталитаризма. Реакция польских властей была закономерна и ожидаема: на Галичину были направлены регулярные войска для проведений т.н. "пацификации". Была введена коллективная ответственность, массовые аресты, телесные наказания, поражения в правах и свободах жителей, населявших эти территории. Объективное ухудшение отношений между украинцами и поляками подтолкнула украинских националистов к новым террористическим актами и убийствам. Конфликт прошел точку невозврата. Польша денонсировала положения про защиту национальных меньшинств, и все больше и больше политически активных украинцев стали подвергаться репрессиям, как потенциальные враги режима. Православные храмы разрушались либо передавались во владение католической церкви. Борьба украинцев за независимость снова была омыта кровью польского и украинского народов.

Украинцы оказались втянутыми в большие геополитические преобразования немного раньше чем началась Вторая Мировая Война. С позволения правительств Франции и Великобритании Гитлер разделил Чехословакию и передал Закарпатье Венгрии. Это событие разделило Организацию Украинских Националистов (ОУН) на два лагеря: мельниковцев и бандеровцев. Мельниковцы были уверены, что союз с Гитлером - это кратчайший путь к независимости Украины. И если оказать Гитлеру поддержу, то он после победы позволит воссоединиться многострадальному украинскому народу на своей исторической территории. Бандеровцы не были столь наивны, однако не исключали сотрудничества с Гитлером для достижения своих целей. Как выяснилось впоследствии, и те, и другие просчитались.

1 сентября 1939г. с нападения Гитлера на Польшу началась Вторая Мировая Война. Под соусом освобождения "братских" украинцев и белорусов уже 17 сентября на территорию Польши вторглись соединения РККА. Присоединение Западной Украины к УССР было воспринято местным населением с большим одобрением. Но когда вместе с поляками в конц.лагеря были отправлены представители украинской интеллигенции и члены иных (кроме коммунистической) политических партий, даже самые восторженные оптимисты прикусили языки. Дальше по накатанной схеме: коллективизация, репрессии, ликвидация частной собственности. Оккупационная политика Кремля вновь пробудила про-немецкие взгляды в Галичине. А после 22 июня 1941г., когда части НКВД, эвакуируясь из привоенной зоны, спешно и без разбора расстреливали всех заключенных и неблагонадежных, вопрос о "братском" отношении Кремля к украинцам был решен окончательно.

Когда подразделения Вермахта входили во Львов, их встречали как освободителей от красного террора. Но это была очередная обманутая надежда. Вместо красного террора пришла фашистская оккупация. Реквизиция всего и вся вплоть до черноземов, депортация на принудительные работы, геноцид и массовые расстрелы.

И вновь украинский народ оказывается в эпицентре страшнейшей в истории человечества мясорубки. Ужасные беды, лишения и часто смерть настигают наших дедов и прадедов. Помимо боевых действий регулярных частей Вермахта и РККА (в которой, разумеется, воевало огромное количество украинцев), на территории Галичины велась партизанская война. И если в центральных и восточных регионах было все понятно - две большие армии сталкивались по линии фронта, то в тылу немецких войск развернулась кровавая чехарда. Четыре вооруженные группировки - УПА, Красные партизаны, Армия Крайова и части СС - сражались по принципу все против всех. После переломной битвы под Курском и стремительного наступления РККА гитлеровцы, отступая, применили тактику выжженной земли. На этот раз Сталин не допустил ошибку и грамотно разыграл украинскую карту. Взывая к патриотическим чувствам украинцев и призывая их на борьбу с фашистскими захватчиками, он чередовал репрессии с обещаниями суверенности и признания всевозможных автономий для Украины в составе Советского Союза, откладывая деукранизацию на более спокойные времена. К концу 1943г. практически вся территория Украины была освобождена, а театр военных действий переместился в восточную Европу. Последствия войны для украинской земли были катастрофическими. Колоссальное количество жертв как среди военнослужащих, так и среди мирного населения. Более 700 городов и несколько тысяч сёл были стёрты с лица земли в ходе военных действий. Но, не смотря на огромное количество жертв, украинский народ так и не приблизился к получению независимости.

Еще долгое время после окончания Второй Мировой Войны бойцы УПА с маниакальным упорством вели борьбу с произволом Совка и за независимость Украины. За что были удостоены упоминания на страницах советских учебников истории и гос.пропаганды в самых презренных и уничижительных формах.

В очередной раз подтершись своими собственными обещаниями об автономии и отдельности украинского народа, усатый уроженец кавказских гор и по совместительству вождь великоросов, воплотил в жизнь проверенные в 30-х годах схемы насильственной депортации, чисток, борьбы с космополитизмом, принудительной коллективизации и целевой ассимиляции. Возобновились репрессии, убийства, расстрелы патриотично настроенных украинцев, которые были приравнены к врагам народа (непонятно только какого). И лишь с безвременной кончиной усатой падлы и наступлением Хрущевской оттепели появились возможности и условия для возникновения целого поколения украинской интеллигенции, которое вошло в историю как шестидесятники. Они боролись за доминирующую роль украинского языка в культуре и образовании, реабилитации жертв сталинских чисток и репрессий, за гарантирование свободы творчества и мысли, и, конечно же, за независимость Украины. Тем не менее, с точки зрения советской власти, их деятельность находилась в серой зоне закона и морали. ЦК Компартии не мог мириться с работой альтернативных (кроме официальных) изданий, кружков и гражданских объединений, контактов с заокеанской диаспорой. Хоть времена и стали менее кровожадными, однако, это не означало, что борьба шестидесятников была легкой, абсолютно безопасной и безжертвенной. Сразу после того, как украинофоб Владимир Щербиций сменил на посту секретаря компартии Украины украинофила Петра Шелеста, более сотни видных деятелей украинской интеллигенции были сосланы в лагеря и тюрьмы. Остальные вынуждены были вести подпольную деятельность. И вновь заиграла старая пластинка русификации образования и издательств, преследование активистов шестидесятников и сочувствующих им. Искусственно версталось новое общество - "советский человек". И в этом обществе не было места национальным особенностям и различиям. А любое проявление патриотизма воспринималось как угроза действующему режиму, национализм (чуть ли не нацизм) и сепаратизм. Тем значимее и ценнее вклад шестидесятников и их тридцатилетний труд по формированию про-украинского движения и создание оппозиционной структуры, которая сыграла решающую роль в конце 80-х - начале 90-ых годов.

Активнейшая деятельность политической организации Рух, значительное количество мандатов оппозиционной партии по результатам выборов в Верховную Раду 1990г., изъятие из Конституции положения о доминирующей роли коммуняк и утверждение украинского языка в статусе государственного, студенческие голодовки и рабочие страйки - все это жирные гвозди, забитые украинцами в гроб вонючей империи, которая не имела других способов к существованию, кроме как принимать ванны из крови угнетаемых народов.  К огромному счастью глобальная геополитическая катастрофа на этот раз для украинцев прошла бескровно. В отличие от жителей Вильнюса, Риги и Москвы. И уже 24 августа 1991г. Верховная Рада Украины провозгласила Независимость Украины! За - 346, Против - 1 (и нашелся ж кто-то, или может просто кнопки перепутал), Воздержались - 3 (ото еще мамкины сепаратисты с дулей в кармане), Не голосовали - 12 (да, дисциплина в Верховной Раде всегда была слабым звеном украинского парламентаризма). 1 декабря 1991г. на всеукраинском референдуме более 90% украинцев своим голосом утвердили акт провозглашения независимости.

В скором времени Верховная Рада утвердила флаг, герб и гимн Украины. А 8 декабря 1991г. в Беловежской Пуще тюрьма народов была наконец ликвидировано де-юре.

Испокон веков стремление к выживанию и независимости для украинцев было сопряжено с постоянной борьбой, горем и лишениями. На протяжении всей истории многострадального украинского народа наши предки просили, декларировали, кричали, бились на смерть, чтобы донести простую мысль - мы - Нация! Мы - Народ! Нам не нужно ваше признание, нам не нужны ваши восхищения и благосклонность. Мы не собираемся никого завоёвывать, не собираемся никого насильственно украинизировать. Не просим вас восторгаться нашей культурой или красотой природы! Просто отъебитесь! Отъбитесь от нас! Мы сами знаем, как жить!

И вот, наконец, достигнув этого вожделенного статуса, мы не имеем права перед нашими предками, положившими свои жизни ради этой цели, профукать эту самую дорогую и желанную ценность - свободу самим распоряжаться своей судьбой и судьбой наших потомков. Тем более, что "брат" вновь испытывает наше желание и намерение жить в цивилизованном обществе, желание быть независимыми от тирании, деспотизма и гражданской немоты.

Слава Українi !!! Борцям за незалежнiсть - вiчна слава !!!