Если кто не в курсе, на днях в столичной гостинице Hyatt собрались люди, которым очень не нравится то, как стало, и очень нравится то, как было. По словам Сергея Лещенко, на огонек в самом центре Киева поспешно слетелись такие маститые представители старой олигархической школы, как Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Сергей Тарута et alia.
В стране запахло очередными выборами и очередным грандиозным дерибаном, и эти люди, пусть частично и утратившие влияние, не намерены его пропускать. Правда, в этот раз "оттяпать" привычный для них кусок пирога будет не так уж просто.
То, что крупнейшие пираты Украины решили держать совет, говорит о серьезном кризисе жанра: в былые времена эти люди вряд ли захотели бы делиться, и каждый из них замутил бы собственный политический проект в надежде получить индивидуальные преференции.
Однако сегодня им приходится действовать сообща. Оно и неудивительно: формула, по которой можно было без труда клепать партии, союзы и блоки, «защищающие интересы простых работяг», работает все хуже и хуже. Для старого рецепта теперь не хватает ключевых ингредиентов.
Первый недостающий ингредиент - это Россия.
Россия как неизменный и незаменимый контрагент всех промышленных предприятий Украины (и неважно, что это неправда). Россия как друг, ориентир и пример для подражания. Россия как антипод чуждого и неприветливого Запада, которому мы и даром не нужны. Нет, на своих предприятиях это по-прежнему можно втирать трудовому коллективу, сколько влезет, но на общегосударственный уровень с данными тезисами сейчас лучше не высовываться. За последние неполные два года у многих людей развилась идиосинкразия на Россию и призывы с ней дружить, параллельно отгребая от нее пиздюли.
Кроме того, в сложившейся ситуации строить свою кампанию на дружбе с путинской Россией как-то... стремно что ли. Не то, чтобы за это могли посадить или убить: просто в сегодняшнем контексте все, что связано с Россией, имеет негативную коннотацию. То есть говорить о России в принципе не опасно, но лучше не надо. От греха подальше. Чтобы не "зашквариться".
Второй недостающий элемент - это вата.
Запрет коммунистической идеологии и символики серьезно подкосил формулу успеха. Без кумачей и серпов-молотов качнуть рабочий класс значительно сложнее. Это как если бы Потап приехал выступать на День города без Насти Каменских: вроде бы, все то же самое, но массы не заводит. Партнерство условного завода с Россией без подтекста о том, что "вместе мы были сильны, а врозь нам только хуже", публику не впечатляет.
Коммунистические дрожжи были идеальным инструментом для пробуждения теплых ностальгических чувств и превращения невзрачных политических идей в привлекательный для «пролов» продукт. Ностальгия, как призма: пропускаешь через нее пресные и скучные тезисы, и в душах слушателей они начинают играть разными цветами.
Скажем, ходишь и ходишь ты себе на работу на завод, потом получаешь на карточку "трешку" зарплаты и стоишь в очереди к банкомату на проходной. Чего тут радостного или воодушевляющего? Но стоит напомнить, что раньше завод делал заклепки для ракеты, на которой полетел Гагарин, и человек сходит с ума: он начинает чувствовать связь поколений, гордиться "нашей общей необъятной родиной", безошибочно отличать "наших" от "не наших" и далее по списку.
Под таким соусом и в таком состоянии унылый политический проект начинает казаться общим делом, для выполнения которого нужно сплотиться и действовать, как одно целое. Словом, этого ингредиента отечественному олигархату будет очень не хватать.
Третий недостающий ингредиент – это сепаратистский шантаж.
Накрутить Киеву яйца угрозами об отделении с недавних пор стало практически невозможно, и проведение сборищ «депутатов всех уровней» лишено всякого смысла. Во-первых, сама идея отделения как способ мобилизации своего электората перестала быть привлекательной. Безусловно, за год-полтора чуда не произошло, и просоветско-пророссийский электорат продолжает жить своими ватными грезами, как и раньше. Но «чуйка» им подсказывает, что лучше тихо мечтать про себя и жить в целом доме, чем повторять ошибки Донецка и Луганска и жить в доме с дырой от артиллерийского снаряда (в лучшем случае). Поэтому не исключено, что, придя с предложением об отделении к своим избирателям, можно от этих же избирателей получить по морде. Мол, ты, дядя, гречку давай и деньги за галочку в нужном месте, а танк нам тут не нужен!
Во-вторых, с теми, кто решит поиграть в отделение, сегодня вряд ли будут церемониться. Я сомневаюсь, что после всего случившегося в стране Киев будет молча наблюдать за очередным Северодонецком или Харьковом. Думаю, времена, когда украинскую власть можно было «брать на понт», имитируя самостоятельность, в прошлом. Кроме того, я сомневаюсь, что такое мероприятие вообще получится организовать, не попавшись в руки компетентных органов еще на этапе планирования.
Неясно также, чем идеологи будут объяснять электорату необходимость отделения. Опять русский язык? Опять фашисты, бандеровцы или гомики? Все эти темы уже так заезжены, что и вспоминать не охота. Выхлопа от них сейчас – ноль.
Подытожим.
Без трех вышеописанных элементов потенциальный политический проект ущемленных олигархов лишается всякой эмоциональной окраски, превращаясь в безликое движение «за все хорошее - против всей хуйни». С таким вялым материалом вряд ли можно рассчитывать на знатный камбэк. Собравшиеся в столичной гостинице это прекрасно понимают. Воскрешать Партию Регионов бессмысленно, а Оппоблок – это лишь отрыжка «старой доброй партии» со старыми рожами и цветами, на которую особо рассчитывать не приходится.
Конечно, можно было бы последовать последним тенденциям в украинской политике и одеть вышиванки, но у электората, на который нацелен, скажем, Ринат Ахметов, вышиванка вызывает только отторжение. При этом времени на то, чтобы придумать что-то новое, катастрофически мало. Поэтому, в отсутствие политической силы, за которую люди голосовали бы по идеологическим соображениям, отстраненным от властной кормушки толстосумам придется заниматься банальным подкупом избирателей за свои кровные. Это сложнее и не так приятно, но им не привыкать.